В ноябре 2024 года в Японии был пересмотрен Закон о дорожном движении, вследствие чего введены новые штрафы за различные нарушения, связанные с ездой на велосипеде, такие как езда на велосипеде по тротуару или использование наушников во время движения. Но одно важное изменение касается вождения в нетрезвом виде.

Езда на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения всегда считалась преступлением, но это правило редко применялось на практике, если только не было связано с другим инцидентом. Однако в последней редакции закона было внесено важное изменение, согласно которому при управлении велосипедом максимально допустимый уровень алкоголя в крови не должен превышать значение 0,15 миллиграмма на литр. Это дает полиции право принимать однозначное решение о вождении велосипеда в нетрезвом состоянии, проводя тест на алкоголь с помощью алкотестера.
Благодаря этому особому стандарту, полиция Японии теперь может легче применять статью 103 Закона о дорожном движении. Это довольно уникальная статья, которая гласит, что если человек совершает опасные действия, то он может быть признан опасным водителем, и, следовательно, его водительские права должны быть немедленно приостановлены для обеспечения общественной безопасности . Это касается не только поведения на велосипеде, но поскольку велосипеды юридически классифицируются как «легкое транспортное средство», безрассудное поведение при управлении им тем более карается.
Интересная особенность этих нарушений заключается в том, что наказания за них делятся на две части. В то время как лица, пойманные за рулём в состоянии алкогольного опьянения, могут быть привлечены к уголовной ответственности, что требует соблюдения процессуальных норм, таких как судебное разбирательство, если это необходимо. Приостановление действия водительских прав, однако, считается административной процедурой и может вступить в силу немедленно. Таким образом, если вас поймали за рулём в состоянии алкогольного опьянения, имея японские водительские права, вы можете быть фактически наказаны дважды — как юридически, так и административно.
Это не просто теоретические возможности. За первые девять месяцев 2024 года, до внесения поправок в Закон о дорожном движении, только у 23 человек были приостановлены водительские права в соответствии со статьей 103 за езду на велосипеде в нетрезвом виде. За первые девять месяцев 2025 года эта цифра выросла до 896 человек.
И прежде чем кто-либо подумает, что они в безопасности только потому, что не пьют, следует отметить еще одно распространенное поведение, с которым полиция стремится бороться, — это использование смартфонов во время езды на велосипеде . Статья 103 также может применяться к велосипедистам, которые опасно отвлекаются, и если они одновременно являются водителями с водительскими правами, их водительские права также окажутся под угрозой.
И если всего этого недостаточно, наказания могут ожидать и тех, кто сознательно позволяет другим управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения . Как и в случае с водителем автомобиля, если вы выпиваете с кем-то, кто, как вы знаете, потом сядет на велосипед, или если вы угощаете алкоголем человека с велосипедом, вы также можете столкнуться с определенными наказаниями за свое участие.