Жизнь японского народа XVII в. немыслима без театральных представлений. Театр - такая лакмусовая бумажка, которая отображает настроение масс. Однако до XVII века простому народу театр был недоступен, существовал лишь театр Но, который был исключительной привилегией для знатных феодальных князей и военного сословия. Зарождение народного театра Кабуки связано с девушкой по имени Идзумо-но Окуни. Она была танцовщицей в храме Идзумо, где девушки в массивных костюмах и с сильно загримированными лицами исполняли для увеселения прихожан грациозные танцы. В 1603 году Окуни прибыла в город Киото где по легенде начала исполнять ритуальные танцы в высохшем русле реки. По моему мнению, объяснить, чем народу так сильно приглянулся этот театр можно тремя причинами. Во-первых, им были доступны лишь низменные развлечения, такие как бродячие артисты, жонглеры, или показывающие уродов представления, а им хотелось чего-то более возвышенного и аристократичного. Во-вторых, после долгого периода междоусобных войн народу требовался отдых и эстетические наслаждения. А что как не красивые молодые танцовщицы так услаждают глаз? В-третьих, её танец был назван «Буддийским танцем возглашения», а представление сопровождалось чтением молитв на санскрите. Эти причины способствовали широкому распространению театра Кабуки в начале XVII века.
Что представлял собой этот театр? Это смесь традиционных танцев, народных баллад и стихотворных импровизаций. Актеры играли в сложных традиционных костюмах, женщины были сильно загримированы. Казалось бы театр может далеко пойти и распространиться по всей стране, тем более что у них даже появилась собственная стационарная сцена, где они выступали, что свидетельствует о доходности представления, а следовательно и популярности, однако театр резко критиковался. Этому можно найти две причины. Во-первых, за актерами так и закрепилось прозвище «актеров с поймы реки», что делало их положение в обществе крайне низким, они считались представителями одной из самых нелицеприятных профессий. Во-вторых, театр во многом дискредитировало поведение актеров вне сцены. Из-за их распутного поведения правительство считало, что в падении нравов виноват театр, а именно участие в представлении одновременно и мужчин и женщин. За этим последовал декрет, запретивший женщинам появление на сцене.
Театру, казалось бы, настанет крах, однако этого не случилось, он вступил в свою новую фазу развития - Вакасю Кабуки, что означает мужской театр. Здесь играли исключительно молодые юноши, и даже мальчики. Правительство осталось недовольно и этим, поскольку это подрывало традиционные моральные ценности Японии. В 1644 году и этот театр был запрещен. Для аристократов от правительства был сделан еще более решительный шаг. Им запрещалось посещать театры вовсе, и даже нельзя было приглашать актеров на дом вплоть до лишения титулов и общественного порицания чести. Кроме того в постановках нельзя было разыгрывать постановки, воспевающие роскошь, использовать дорогие наряды. Эти шаги правительства дают нам четкое представление о том, какое огромное влияние имел театр на народное сознание.
Для поддержания работоспособности театра мужчины проходили обучение искусству оннагата, то есть учились перевоплощаться в женщин. Занимательно, что мастерство дошло до абсурда, когда сняли в середине XIX века запрет на участие женщин, те были абсолютно не конкурентно способны. Настолько мужчины были женственными и прекрасно вживались в роль. Принципиальным отличием от традиционного театра Но для Кабуки стало то, что актеры стремились доставить в первую очередь удовольствие эстетическое, то есть усладить глаз. Использование ярких костюмов, обилия грима, а также поступки и речи актеров были настоящим бунтом против традиционного театра Но. Театр Но, состоящий из диалогов на философские темы, под приглушенную музыку был более направлен на услаждение слуха. Кроме этого театр Кабуки во многом оказал влияние на развитие живописи укиё-э. Этот стиль живописи является очень ярким красочным, они делали для театра Кабуки афиши, а поскольку театр имел успех среди зрителей, то и укиё-э получил свою долю признания среди народа. Цветные плакаты преобразили обычную серую жизнь народа новыми красками.
Говоря о культурном развитии Японии в XVII веке следует сравнить его с развитием Лондона того же времени. Первая половина века была отмечена многими запретами пуританской церкви. Люди были спокойными и мрачными. Были запрещены многие забавы, как театры, оперы, травля собаками и так далее. Во второй половине века произошел слом, и люди бросились во все тяжкие. Литература, искусство, театры всё это приобрело новые черты безграничности, порочности и безрассудства. Взамен философским мыслям пришли любовные или реалистические произведения, драмы и упадническая поэзия. То же бы можем наблюдать и в Японии. Смена традиций философских диалогов театра Но, на яркое представление театра Кабуки, которое производило огромное впечатление на народ.
Для театра Кабуки во многом характерна спонтанность, в отличие от театра Но автор не только не отбирает современные нравы общества, обдумывая и выбирая их, перенося на сцену произведение своего творчества, близкие ему по духу. Если он моралист, то никогда не будет на сцене подшучиваний над изящными манерами или низких персонажей, то есть слуг и черни, никогда не будет страсти или неприличных слов, будет только возвышенная драма, столкновение двух возвышенных героев. Наоборот театр Кабуки свободен от предрассудков и оков разума и морали. Нет ничего кроме свободы воображения, нет никаких ограничений. Можно показывать все слабости и распущенность общества, показывать самые темные стороны человеческой жизни, пытаясь добиться не возвышенности, а реализма.
Подводя итог хочется отметить, что театральные представления в Японии были чрезвычайно популярны и вызывали общественный резонанс, что видно из падения нравственности и общественных волнений середины XvII века.