На сегодняшний день система государственного образования в Японии испытывает трудные времена, с одной стороны, на неё давит нехватка кадров, с другой стороны, с каждым годом увеличивается количество учеников, многие из которых являются иностранцами со своей культурой и особенностями поведения.
Все это приводит к увеличивающейся нагрузке на учителей, которым приходится работать намного дольше и часто сверхурочно, ведь помимо основной работы им также нужно выполнять административные обязанности, а зачастую и руководить школьными клубами. Все это приводит к тому, что поддерживать порядок в классах становится всё сложнее.

В результате резко возросло число случаев профессионального выгорания и отпусков по состоянию психического здоровья, что вызывает опасения по поводу того, сможет ли профессия учителя в Японии оставаться востребованной в долгосрочной перспективе. В прошлом году более семи тысяч учителей государственных школ в Японии взяли отпуск по состоянию психического здоровья.
Также высокая нагрузка на учителей приводит к тому, что учителя стали чаще срываться на учеников, и некоторые из них доходят до рукоприкладства, что является недопустимым. Удручает также то, что нарушители не несут фактически никаких наказаний, зачастую просто увольняясь и переходя в другую школу. Несмотря на существование национальных систем проверки анкетных данных, многие школы не используют их, что позволяет нарушителям переходить из одного учебного заведения в другое практически без контроля.
Что же стало причиной того, что так много учителей взяли отпуск по состоянию психического здоровья?
Есть несколько факторов: учителя перегружены работой, от них ожидают, что они будут выполнять административные обязанности, многие из них также руководят спортивными клубами, тренируют по спортивным программам и проводят внеклассные занятия, часто по выходным.
Из-за этого им сложно справляться с нагрузкой и уделять ученикам то внимание, в котором они все нуждаются. Кроме того, технологии меняются быстрее, чем многие учителя успевают адаптироваться к ним, что включает в себя внедрение искусственного интеллекта в учебный процесс, а также переход от бумажных учебников к цифровым материалам — это то, с чем действительно сталкиваются многие пожилые учителя.
А еще есть так называемые «родители-монстры», которые домогаются учителей и предъявляют к ним чрезмерные требования и нереалистичные ожидания, возлагаемые на школу и учителя.
Чрезмерная нагрузка на учителей
Согласно данным министерства образования Японии, в 2024 году учителя начальных классов в Японии работали в среднем 52,1 часа в неделю, а учителя средних школ — 55,1 часа. В среднем количество учеников в классах составляет 35 учеников.
Многие школы испытывают нехватку персонала из-за того, что учителя уходят в декретный отпуск или отпуск по болезни. Найти замену становится все сложнее. Почти по всем предметам не хватает специалистов, работающих на полную ставку. Кроме того, учителя ведут уроки музыки, физкультуры и выполняют другие обязанности, из-за чего у них остается очень мало времени на перерывы.
Министерство образования Японии заявляет, что пытается снизить нагрузку на учителей
Министерство стремится сократить бумажную работу за счет более широкого использования искусственного интеллекта. Однако учителя говорят, что требования к отчетности со стороны образовательных советов только ужесточаются, из-за чего им приходится взаимодействовать с учениками даже во внеурочное время.
Кроме этого министерство образования Японии пытается привлечь дополнительные кадры за счет иностранных специалистов, но против подобных решений выступают многие родители, которые опасаются, что иностранцы не смогут дать достойное образование детям.
Преподаватель как черная профессия
В Японии преподавание все чаще воспринимается как «черная» профессия. Этот термин относится к профессиям, которые предполагают ненормированный рабочий день, плохие условия труда и практически полное отсутствие поддержки.
Из-за этого школам становится все труднее нанимать новых сотрудников и убеждать уставших учителей оставаться в профессии.
Родители-монстры в японских школах
«Родители-монстры», которых в Японии называют «мамма», — это агрессивные родители, которые домогаются учителей и предъявляют чрезмерные требования к своим детям. Они часто проявляют чрезмерную опеку, ведут себя вызывающе.
В декабре Токийский муниципальный совет по образованию представил проект руководства по работе с такими случаями. В документе описываются ситуации, требующие вмешательства. Учителям рекомендуется записывать свои разговоры, в том числе телефонные звонки. Им также предписано ограничить продолжительность встреч с родителями.
Если родители требуют провести более двух встреч, а их поведение не меняется, к обсуждению могут быть привлечены юристы или психологи.
Искусственный интеллект в образовании
Искусственный интеллект меняет подход к преподаванию. Многим учителям старшего возраста сложно эффективно использовать искусственный интеллект в классе.
В отличие от них, дети, выросшие в цифровом мире, чувствуют себя гораздо более комфортно. Они могут легко использовать чат-боты для выполнения домашних заданий, что вызывает обеспокоенность. Некоторые педагоги опасаются, что искусственный интеллект может ослабить у учащихся навыки критического мышления. Кроме того, есть опасения, что учащиеся могут доверять ботам, не проверяя их ответы на достоверность.
Эксперты в Японии считают, что школы должны обучать учителей правильному использованию искусственного интеллекта. Они также говорят, что учащиеся должны понимать, что искусственный интеллект должен помогать в обучении, а не подменять собой мыслительный процесс за пределами класса. Кроме того, искусственный интеллект может помочь сократить административную нагрузку на учителей.
Проблемы с системой школьного образования в Японии
Когда-то преподавание в Японии считалось благородной профессией. Учителей, которых называли сэнсэями, уважали не только за их академические достижения, но и за то, что они формировали повседневную жизнь в школах. Сегодня это доверие подорвано: перегруженные работой учителя выгорают.
Школы испытывают трудности с набором и удержанием персонала, а в некоторых случаях базовые меры безопасности, призванные защитить детей, просто не работают. В стране, построенной на соблюдении правил, труднее всего понять, почему не соблюдаются самые элементарные из них. Когда система доводит учителей до предела и не может помешать плохим специалистам пролезть в систему, проблема уже не в отдельных людях, а в системе в целом.