Образование - важная составляющая жизни в любой стране. А в такой стране высоких технологий и научных достижений, как Япония, значимость образования повышается многократно. Образование - это не только накопление знаний. Образование получают для того, чтобы создавать новое.
Подрастающие поколения учили всегда. Поначалу это была передача опыта предков от старшего поколения к младшему. Постепенно образование стало складываться в систему. В Японии системное образование начало формироваться еще 6 - 7 веках нашей эры. В Стране восходящего солнца первые школы появились при монастырях. Буддийские монахи передавали детям не только знания, но и учили их добру, позитивному восприятию мира, любви и уважению.
В эпоху средних веков, когда в Японии существовал феодальный срой, появились семейные школы. Феодалы организовывали обучение своих детей и детей вассалов военному делу, письму, математике. Большое внимание уделялось эстетическому образованию. В программе обучения была классическая литература, музыка. Дети осваивали нормы этикета и поведения в обществе.
В те времена система образования базировалась на религиозных принципах. Конфуцианство и буддизм, как и другие религии, в основу поведения человека закладывали веру в бога, уважение к старшим, соблюдение сословной иерархии. Японское общество было очень дисциплинированным. Строгие правила взаимоотношений устанавливались веками, постепенно складываясь в своды. Все знают о "кодексе самурая", который четко регламентировал поведение воина. За нарушение ряда правил японский самурая обязан был убить сам себя. Такая добровольная смерть носила название "сэппуку".
В конце 16 века стали появляться школы, являющиеся прообразом современных. То есть это были самостоятельные учебные учреждения. В школах под названием тэнарай-дзюку учили чтению, письму. Дети изучали математику и музыку. Учебу в школе могли себе позволить только зажиточные семьи. Детей самураев обучали в отдельных учебных заведениях, получивших название "ханко".
Когда произошла смена общественно-политической формации, феодальный строй был уничтожен. Началась императорская эпоха. В Японии было проведено много реформ. Затронули они и систему образования. В 1871 году во время эпохи перемен Мейдзи в Стране восходящего солнца создали ведомство, основной задачей которого явилось управление образованием. Такой аналог современного министерства образования.
В обучении основной акцент был на изучение предметов естественно - научного профиля и математического блока. Гуманитарные дисциплины тесно были связаны с национальной тематикой. На систему образования и воспитания в Японии в 19 - начале 20 веков большое влияние оказывали США. Только в 1996 году с изданием декрета, носившего название "Имидж идеального японца", в Японии сделали попытку выстроить свою особенную систему воспитания и образования.
Очень интересная особенность японской системы образования - школы мастерства Дзюку. В этих учебных заведениях ребята учатся, начиная с 7 класса. Они могут выбирать те предметы, которые им интересны. Часто дети выбирают такие курсы, которые позволяют им лучше подготовиться к дальнейшей учебе в профильных высших учебных заведениях. Занятия в школах мастерства Дзюку проводятся несколько раз в неделю: два или три. Основной школьной программе такие курсы не мешают. Для них выбирается вечернее время.
Все школы Дзюку можно разделить на два типа по направлениям:
- спортивно-эстетическое: занятия пением, танцами, разными видами спорта, традиционными настольными японскими играми.
- углубленное изучение школьных предметов, обучение языкам. Чтобы обучение было эффективным, комплектуются маленькие группы. Число учеников в одной группе не может быть более 15 человек.
Образование в школах мастерства Дзюку платное. В этот процесс сейчас вовлечены почти все учащиеся Японии. Это напоминает наши занятия в центрах дополнительного образования для детей, но в виде четко организованной системы, охватывающей много человек.
Обучение на начальном этапе сводится к воспитанию "кокоро" - характера и навыка. На изучение отдельного навыка младшие школьники могут потратить несколько дней, даже целую неделю. Эта методика получила название "неделя на навык".Зато после такой практики навык закрепляется на всю жизнь.
По окончании школы японцы сдают экзамены, чтобы побороться за право продолжить учебу в высшем учебном заведении. Порядка 80% школьников мечтают о том, чтобы поступить в ВУЗ. Экзамены очень сложные. Весь процесс выпускных экзаменов получил меткое название у школьников "экзаменационный ад".
Японская система образования состоит из разных методик обучения. Одна из них изложена в книге Рюта Кавашима. Название этого труда "Японская система развития интеллекта". Методика Кавашима состоит в том, что мозг должен неустанно трудиться. Только тогда он будет активным не только в юности, но и сохранит свою активность и в старости. Предлагается два несложных рецепта: это чтение вслух и решение на время различных арифметических задач. Делать это нужно часто, чтобы мозг не отвыкал от работы. В книге содержаться не только теоретические рассуждения, но и конкретные упражнения для развития интеллекта по-японски.
Июнь 2017 года дал начало очередному этапу реформирования системы образования в Японии. Министерство образования издало циркуляр, согласно которому университеты должны сократить либо отменить гуманитарные учебные программы. В Японии переизбыток экономистов, юристов, социологов и прочих специалистов гуманитарного профиля. Страна нуждается в технических специалистах. Что получится из этого преобразования, мы сможем увидеть уже через несколько лет.