Комусо (монахи пустоты) - это монахи, относящиеся к дзэнской школе Фукэ в Японии, в далеком прошлом Японии основным родом занятий этих монахов была защита своего монастыря.
Исходя из текста "Кётаку Дэнки" появление слова и самой школы "комусо" связано с жизнью и службой самурая, а затем монаха Кусуноки Масакацу. После того как сюзерен потерпел поражение в войне, Масакацу стал монахом. Его одежда состояла из одеяний самурая и нищего одновременно. На нем была надета огромная шляпа, которая полностью закрывала его лицо, для того что бы он мог видеть в ней были проделаны маленькие прорези. Кусуноки Масакацу принял новое имя Кёму, это буддийское имя является сокращением от Кёмукудзяку, что означает "Пустота и Небытие". Во время своего путешествия по стране он везде исполнял мелодию "Колокольчик пустоты", и если его спрашивали кто он, то он всегда отвечал "монах Пустоты и Небытия".
Отличительные черты монахов Комусо:
- практика Суйдзэн - происходит в виде игры на Сякухати. Сякухати - это длинная флейта из бамбука, в бою данная флейта использовалась для парирования ударов. Родиной флейты является Япония.
- шляпа Тэнгай - это большая в виде корзины тростниковая шляпа, которая полностью скрывает голову. Из-за данной шляпы у многих иностранцев возникают вопросы наподобие "Что это за странный монах с корзиной на голове?" или "Что делает этот человек с корзиной на голове?"
- два меча - малая Сякухати и длинный деревянный меч. Малая сякухати - короткий меч, который носиться возле пояса. Второй меч - представляет собой длинный деревянный меч, который своим видом больше напоминает боевой посох, чем меч. Деревянный меч в основном применяется в тщательно скрываемых от простых людей, эзотерических боевых практиках школы Фукэ.
Главным предметом одежды для монаха Комусо является его шляпа Тэнгай. Шляпа тэнгай означает "крышка Неба". Сакральное значение шляпы Тэнгай для монаха Комусо раскрывается во фразе "Тэнгай, одеяние, предписанное общине, является частью украшения трёх тел Будды". Всю суть учения школы олицетворял собой Тэнгай, монах как бы говорил окружающим, что он отрекся от этого мира полного шума и суеты, это была одна из причин, по которой монахам нельзя было показываться на людях без Тэнгай. Также тэнгай использовался для сохранения анонимности, из-за некоторых политических разногласий школы с действующей властью. Кроме этого шляпа выполняла и бытовую функцию, а именно оберегала владельца от дождя.
Конструкция Тэнгай хранилась в строжайшем секрете, процесс изготовления и конструкцию Тэнгай знали только избранные мастера в центральных храмах школы, которые были способны сохранить её от чужаков.
Монахи при встрече своего брата в дороге, в первую очередь обращали свое внимание как на нем надет Тэнгай и как он держит флейту, могли понять нужна ли тому помощь или ночлег.
Кэса - это одеяние монаха, которые символизирует "доспех смирения" и "одежду учения", оно служит для полного избавления от таких пороков как лень, ложное учение и гнев. У каждого ранга последователей был свой цвет кэсы, сохранялся только решётчатый узор, который присутствовал на всех одеяниях не зависимо от ранга. Носили же накидку вместе с гэта или дзори.
Монахи носили двухстороннюю деревянную дощечку на груди - Кэнконбари. На первой стороне Кэнконбари была надпись "не рождённый, не умирающий", на второй дзэнское имя монаха.
Монах комусо носил за спиной одеяло фукусу. На поясе у монаха располагались две коробочки, в которых находились тексты буддийских гимнов, несколько табличек с молитвами, мелкие деньги и чаща для подаяния, это все носило название "Котомки трёх долин".
У монахов действовал жесткий запрет на длинные разговоры. Поэтому монахам комусо разрешалось отвечать лишь на простые вопросы. В основном это был ответ на вопрос "Кто вы?" и "Куда вы идёте?". Например, на "Куда вы идёте?" монах комусо мог ответить "повсюду и никуда", "в любое место" или "иссё фудзю" (что в переводе означает "в одном месте не жить"). Также монаху комусо разрешалось назвать свое имя и храм школы. В том случае если от собеседника шли другие вопросы, то монах делал несколько шагов назад и произносил фразу «Что вы можете спрашивать у того, кто состоит из пустоты, обёрнутой телом, и кто носит сякухати бесконечной Пустоты?».
Флейта сякухати использовалась монахом не только для игры, но и в качестве оружия для парирования ударов. В том случае если бой быстро завершить не удавалось, то монах проводил следующий ритуал. Монах замирал в неподвижной позе, после этого он концентрировался, затем одним очень плавным движением снимал "Котомки трёх долин". После завершения этого ритуала монах извлекал свой кинжал и мог приступить уже к полноценному бою.
Специальной погребальной церемонии не существовало, в случае смерти монаха его просто накрывали его одеялом и ставили его дощечку кэнконбари как могильный камень, а мелодию сякухати ему пел ветер.