Исследователи Университета Васэда (Япония) выяснили особенности регенеративных процессов ткани головного мозга, используя модель повреждения зрительных бугров среднего мозга у взрослых рыбок данио. Это исследование приблизило их к тому, чтобы пролить свет на то, как восстановить поврежденную центральную нервную систему человека.

В отличие от млекопитающих, данио-рерио обладают превосходными способностями создавать новые нейроны и восстанавливать ткань головного мозга после травмы. Также стоит отметить, что их гены очень похожи на генетический материал людей и мышей, - объясняет Ошима Тошио, профессор молекулярной нейробиологии в университете Васэда. Также учёные разрабатали план исследования механизма регенерационных способностей мышей, основываясь на опыте, полученном в экспериментах на рыбах.

Зрительные бугры воспринимают зрительные сигналы от сетчатки и передают нервный импульс далее в затылочные отделы коры. Ученые группы профессора Ошимы наносили колото-резаную рану в область среднего мозга взрослого данио и проверяли реакцию нейронных стволовых клеток радиальной глии в ответ на травму. Мало что было известно об участии этих клеток в физиологических и регенеративных процессах в этой части мозга до этого исследования.

В норме большинство глиальных клеток находились в состоянии покоя, не делились и не дифференцировались. Однако после нанесения травмы клетки вступали в фазу деления, достигавшую максимума на третий день после травмы. К седьмому дню не было большой разницы между поврежденным и неповрежденным мозгом данио. Дополнительные результаты иммуногистохимического исследования позволяют предположить, что новые нейроны были дифференцированы из глиальных клеток мозга в области зрительных бугров.

Хотя необходимы дальнейшие исследования, чтобы полностью понять, как именно происходит образование новых нейронов, модель профессора Ошимы служит примером для растущего числа ученых по всему миру, которые также пытаются создать свои собственные оригинальные модели регенерации мозговой ткани.

Расширение исследований процессов, регулирующих пролиферацию и дифференцировку нервных клеток данио может привести к открытию способа восстановления головного мозга человека после травм, инсультов, опухолей.

Дата публикации:
Категория: Наука и техника